Стратегическое управление

Транснациональная корпорация - концепция, предложенная Кристофером Бартлеттом из Гарвардской школы бизнеса (Harvard Business School) и Самантрой Гхошалом из Лондонской школы бизнеса (London Business School). (Гхошал начал работать в Лондонской школе бизнеса в 1994 г., а до того он был профессором бизнес-политики в школе INSEAD и читал лекции в Школе менеджмента Слоана Массачусетского технологического института (MIT's Sloan School of Management.)

Понятие «виртуальная организация», которое так любят теоретики менеджмента, имеет несколько толкований. Одни под виртуальной концепцией подразумевают не более чем способность компаний использовать информационные технологии для эффективной совместной работы людей, разбросанных по разным местам и даже разным континентам.

Хотя Игоря Ансоффа называют «отцом» стратегии, было бы преувеличением считать, что именно он приду мал эту концепцию. Но он стал автором первой книги, посвященной стратегии и вышедшей в 1965 г. под названием «Corporate Strategy» («Корпоративная стратегия»). В ней принятие стратегических решений руководством компании впервые рассматривалось как особый вид деятельности.

Стратегическая точка перелома - термин, связанный с именем Энди Гроува, президента компании Intel, выпускающей микропроцессоры. Точка перелома возникает, пишет Гроув, когда конкурентное положение компании переживает переходный период. Это момент, когда организация должна сойти со старой тропы и приспособиться к новой ситуации, иначе ее дела придут в упадок. Так компании распознают «смену парадигмы» и приспосабливаются к ней.

Сценарное планирование - это тестирование бизнес-стратегий по серии вариантов будущего развития. Метод был предложен в 1940-е гг. Германом Каном, известным футурологом, работавшим в Rand Corporation и Гудзоновском институте (Hudson Institute).

Аутсорсинг предполагает, что определенные задачи, ранее осуществлявшиеся внутри организации (или предоставлявшиеся ею услуги), поручаются третьей стороне. Одним из тех, кто в 1960-е гг. заложил основы современной индустрии аутсорсинга, был американский предприниматель Росс Перо.

Майкл Портер из Гарварда - один из самых влиятельных исследователей в мире бизнеса. Его статья «How .Competitive Forces Shape Strategy» («Как конкурентные силы формируют стратегию»), появившаяся в 1979 г., навсегда изменила представления компаний о стратегии.

Бережливое производство - это универсальный термин, описывающий набор технических приемов, которые компании используют для снижения издержек (например, «точно-в-срок» и общее управление качеством). Пионером бережливого производства стала компания Toyota.

Точно-в-срок» (JIT) - это подход к управлению запасами на основе эффективной доставки компонентов на производство в тот момент, когда они требуются. Он ассоциируется с японским экономическим чудом после Второй мировой войны и представляет собой один из приемов управления качеством, введенный корпорацией Toyota Motor и группой Kawasaki Heavy Industries. «Точно-в-срок» - существенный элемент «тощего», или бережливого, производства.

Хосин канри - подход к управлению компанией, который сочетает в себе стратегический и оперативный менеджмент, достижение целей старших руководителей и рутинное управление на оперативном уровне. В частности, он ассоциируется с управлением переменами. Хосин канри опирается на два хорошо известных метода: управление на основе поставленных целей (МВО) и общее управление качеством (TQM). В его основе лежит хосин, который описывает стратегическую цель, способы ее достижения и параметры контроля над процессом ее реализации.

Теория игр опирается на предположение о том, что независимо от цели игры и ее обстоятельств найдется стратегия, которая позволит вам добиться успеха. Составляете ли вы бизнес-стратегию, чтобы увеличить долю рынка, играете ли в покер, ведете ли переговоры о заработной плате или участвуете в аукционе - это всегда происходит по определенным правилам, хотя иногда их бывает трудно распознать.

Сбалансированная система показателей - это система стратегического управления и оценки, связывающая стратегические цели и всеобъемлющие показатели. Она привлекает внимание руководителей к целому ряду ключевых показателей эффективности и позволяет получить гармоничную картину.

B известной статье «Близорукость маркетинга» («Marketing .myopia»), опубликованной в 1960г. в «Harvard Business ' Review», Тед Левитт призвал компании определить для себя, каким бизнесом они занимаются

Идеи реинжиниринга (или реинжиниринга бизнес-процессов, BPR, как еще его называют) широко распространились благодаря работам Джеймса Чампи, одного из основателей консалтинговой компании CSC Index, и Майкла Хаммера, инженера-электротехника и бывшего преподавателя вычислительной техники в MIT (Massachusetts Institute of Technology).

Бостонская матрица - один из инструментов, предложенных Boston Consulting Group (BCG), - стала настолько популярной, что на используемых для классификации компаний понятиях «коровы», «собаки», «звезды» и «вопросительные знаки» выросло целое поколение руководителей. Бостонская матрица стала символом эры стратегического планирования.

За последнее десятилетие брендинг стал одним из ключевых факторов прибыльности компании. Стоимость бренда всегда считалась не выражаемым количественно элементом гудвилла. Но в последнее время она стала измеряемой денежной величиной, афишируемой в списке нематериальных активов компании и представленной в рейтингах, например в списке самых дорогих брендов, который составляет консалтинговая фирма Interpand. Но бренды приобретают стоимость не по волшебству.

В отличие от концепции ключевых компетенций, ключевые ценности представляют собой принципы, которые отстаивает компания. Этот термин относительно недавно пополнил лексикон бизнеса, но понятие набора ценностей как важного аспекта корпоративной жизни само по себе не ново, и последнее время интерес к нему все растет.