Как создать систему нематериальной мотивации персонала

Проблема эффективной мотивации сотрудников всегда остро стоит перед любым руководителем. Материальная мотивация путем увеличения заработной платы и дополнительных премий – это лишь вершина айсберга, поскольку постоянно повышать денежные выплаты просто невозможно.

Во-первых, бюджет любой организации имеет свой лимит. Во-вторых, незаслуженное повышение денежных выплат может вызвать обратный эффект и демотивировать. Наконец, в-третьих, всегда есть риск потерять ценные кадры в самый неподходящий для организации момент из-за более выгодного предложения. Во всех этих случаях на помощь приходит нематериальная мотивация сотрудников. И главное, чтобы она была последовательной и системной.

Правила создания системы нематериальной мотивации сотрудников

  1. Внимание всем категориям сотрудников. Поощрение одинаково необходимо всем категориям работников, включая тех, чей труд напрямую не связан с прибылью. Достижения секретарей, бухгалтеров и уборщиков невозможно выразить в денежном эквиваленте, также как успехи менеджеров по продажам или закупщиков. Тем не менее, каждый сотрудник достоин признания его труда и похвалы. Если речь идет о крупной компании, то данная задача ложится на плечи руководителей подразделений.
  2. Мотивация должна соответствовать текущим задачам компании. Введение нематериальной мотивации сотрудников несмотря на название почти всегда требует денежных затрат. Поэтому все проводимые мероприятия должны работать на решение бизнес-задач. К примеру, если нужно сформировать команду, то отличным вариантом станут тренинги по командообразованию.
  3. Персональный подход к каждому сотруднику. Применение общих методов нематериальной мотивации будет столь же неэффективным, как и полное их отсутствие. Дело в отличии истинных потребностей каждого работника, подробно описанных в пирамиде Маслоу. Работа в слаженной команде, наставничество, общественное признание или корпоративные спортивные мероприятия – выбор факторов мотивации огромен. Регулярно проводите анализ потребностей, поскольку со временем удовлетворенная потребность переходит на следующий уровень.
  4. Интерес и новизна. Мотивационные программы необходимо регулярно обновлять и менять, чтобы сохранить их эффективность.
  5. Развитие компании. По мере роста организации необходимо расставлять новые акценты в системе мотивации. Если на начальном этапе отлично подойдет энтузиазм, то со временем нужно добавлять методы коллективного признания.