Ораторское искусство и логика текста

Желая научиться выступать на публике и на собственном опыте понять, что же такое ораторское искусство, вы, вероятно, запишитесь на ораторские курсы, где столкнетесь с тем, что тренер попросит разобрать вас по так называемой «логике текста» случайный текстовой период. Конечно, предварительно вам на примерах и подробно объяснят, что это за метод разбора, но, так как тема достаточно сложна, имеет смысл подробнее остановиться на том, что же это такое: «логика текста».

Итак, ораторское мастерство включает в себя навык разбора логики текста (подробнее про ораторское искусство здесь), и вы получили задание разобрать следующий текстовой период: «Картины очень удобны для сравнения. Они написаны в одном жанре натюрморта, в одной технике, приблизительно в одно и то же время, художники  используют  сходный набор предметов, что  позволяет сосредоточиться на характерных особенностях стиля каждого из них. Таким образом, задача данной работы состоит в выявлении посредством сравнительного анализа основных стилистических различий в натюрмортах Матисса и Сезанна. А конечная цель – в выяснении причины этих различий, то есть не только как, но и  зачем, для чего писались данные произведения.»

На что в первую очередь необходимо обратить внимание? На то, что знаки препинания стоят в довольно случайном порядке – да это и не удивительно. Такого рода тексты редко выверяются автором до логики в последней запятой. Если мы хотим примеры идеального расположения знаков препинания – необходимо читать классическую русскую литературу. Но в данном случае вам предложат обратить внимание на следующее: после фразы «картины очень удобны для сравнения» интонационно должно идти двоеточие, так как следующая фраза «Они написаны в одном жанре натюрморта, в одной технике…» и т.д., является пояснением, расшифровкой предыдущей фразы. В то же время, она является достаточно длинной, и потерять в ней внутреннюю логику ничего не стоит. Чтобы этого не произошло, необходимо интонационно выделить следующие слова: «жанре натюрморта», «технике», «время», и «предметов». Причем сделать их тонально-схожими, а последующую фразу-вывод «что позволяет сосредоточиться на характерных особенностях стиля каждого из них» интонационно «закруглить», подводя финал мысли. Однако ставить голосовую точку после данной фразы рано, так как мысль самого периода движется дальше: «Таким образом, задача данной работы…» и т.д. до слов «Матисса и Сезанна». Соответственно, внутреннюю динамику текста необходимо развивать, а не обрывать. Ораторское искусство заключается в том, чтобы никогда не ставить интонационную точку раньше, чем это возможно сделать, исходя из логики текстового периода, и мы также не поставим ее после слов «Матисса и Сезанна», потому как мысль даже здесь еще не нашла своего завершения. Мы будем «тянуть» мысль дальше и только после слов «писались данные произведения» позволим себе поставить жирную интонационную точку, опустив наш голос на самое дно голосового диапазона.

Естественно, однажды посетив курсы ораторского мастерства, враз научиться ораторскому искусству, мастерству интонирования и логике текста невозможно. Однако, если, то что называется, набить себе руку на этом, то вы приобретете крайне полезный и важный для коммуникативного воздействия на аудиторию навык.