Порядок сертификации продукции в новом ракурсе

В этом году будет уже десять лет, как в России принят закон о техническом регулировании. Задумка по идее своей очень хорошая, приближающая образ жизни граждан и предпринимателей к западным стандартам. Объясняется это тем, что существующие и существовавшие ГОСТы устарели, и на смену прежним стандартам должны придти нормы и правила, регулирующие почти исключительно нормы безопасности. То есть если по ГОСТу товар должен был делаться из определенных ингредиентов, указанных в стандарте, то для того, чтобы получить сертификат соответствия техническому регламенту, производителю необязательно придерживаться «допотопной» ГОСТовской рецептуры, достаточно,  если продукт будет безопасен для потребителя и будет соответствовать требованиям технического регламента.

Вот и появляются в составе продуктов, привычных по своему названию старшему поколению, совершенно безвредные, но совершенно другие ингредиенты. Если говорить о продуктах питания, то среди самых распространенных - пальмовое масло, ароматизаторы идентичные натуральным, «безопасные» красители и, конечно же, стабилизаторы и синтетические стабилизаторы. Кроме того, предполагалось, что прежняя система стандартов способствовала развитию и процветанию коррупции среди чиновников. Строгая система Государственного стандарта была столь требовательна, что для выполнения всех ее условий производителю приходилось прилагать слишком много усилий. Для того чтобы сертификация продукции  в РФ прошла успешно, необходимо было провести испытания готовых изделий, а также провести анализ производства. Можно подумать, будто новая система все коренным образом изменила в этом отношении. Сейчас продукты питания вышли из перечня товаров, подлежащих сертификации качества. Теперь производители обязаны зарегистрировать только декларацию о соответствии на выпускаемые товарные группы, но анализ производственных площадей в данной системе не предусмотрен.

Конечно, закон о техническом регулировании всю систему сертификации должен был упростить – в значительной мере так и есть. Ведь многочисленные ГОСТы (их насчитывались десятки тысяч) предполагалось заменить парой-тройкой сотен технических регламентов. А поскольку они должны вводиться законами прямого действия, разнообразные ведомственные подзаконные акты станут недействительными и невозможными. Ранее существовавшие ГОСТы, СНиПы и СанПиНы продолжают действовать до момента, когда будет принят конкретный технический регламент.

В отличие от названных выше документов технические регламенты обязуют выполнять только некоторые требования, относящиеся к обеспечению безопасности продукции, не причинения вреда окружающей среде, энергосбережению, и не должны вводить в заблуждение покупателя. Конечно, они выполняются производителями, и на сегодняшнем товаре напечатан его полный состав  и такой товар маркируется знаком соответствия.