Эффективная СМК поможет сократить убытки

На сегодняшний день одним из самых важных понятий в экономике является качество. Это и качество продукции, которое, как известно, важный фактор для потребителя, и качество управления, сырья, используемого предприятиями и др. Не каждая компания может позволить себе целый отдел по качеству, хотя его наличие позволяет реально сократить убытки и потери. А они могут возникать по разным причинам. Рассмотрим их подробнее.

Причины потерь

Итак, по мнению специалистов, убытки чаще всего обусловлены следующими причинами: то зачастую реальные потери достаточно велики, и они могут быть связаны со следующим:

  • Негибкое, неоперативное управление предприятием (компанией).
  • Использование некачественных комплектующих, материалов и сырья.
  • Отсутствие реакции при изменении рынка сбыта.
  • Плохая репутация у потребителей.
  • Сбои в эксплуатации технологического оборудования.
  • Издержки из-за большого количества брака или многократных переделок.

Понятно, что все это может привести к значительным потерям в числе заказов.

Как избежать?

Оптимизация системы управления качеством либо создание новой (речь о ситуациях, когда таковой вообще не имеется) помогут избежать и предупредить возникновение подобных ситуаций. За основу можно взять систему менеджмента качества по ИСО 9000. При этом многим руководителям придётся полностью изменить, пересмотреть взгляд на управление. Кроме того, если СМК разработана и внедрена, а сертификация пройдена, это отнюдь не значит, что компанию ждет успех. Нужна кропотливая, тщательная работа руководства и сотрудников. Важно не только выполнение обязанностей, но и проявление инициативы – только тогда будут приняты правильные меры по сокращению убытков.

Сложности

В работе СМК могут возникнуть трудности разного характера. Например, при затрудненном, требующем затрат доступе к некоторым процедурам, необходимости написания множества документации, то вероятность активной деятельности сотрудников снижается. Допустим, право вносить какие-то изменения в специальную документацию по качеству имею только сотрудники-специалисты определенного отдела. Соответственно другой персонал, зачастую обладающий большей компетентностью в конкретной процедуре или процессе, уже не может самостоятельно что-то изменить, а время на «походы» в отделы по качеству есть не всегда. А ведь невнесенные изменения копятся и постепенно актуальность их теряется, что в результате негативно влияет на деятельность фирмы. А это ведет к убыткам.

Еще на эффективности системы менеджмента качества негативно может сказаться противопоставление системы менеджмента качества и непосредственно производственной деятельности. Планы развития производственных процессов и СМК должны идти вместе.