Оценка 360 градусов
Оценка персонала «360 градусов» используется для получения данных о действиях руководителя в реальных рабочих ситуациях и о проявленных им профессиональных качествах.
Получение информации от людей, которые взаимодействуют с оцениваемым на работе, делает метод «оценка 360 градусов» достаточно надежным инструментом. В качестве экспертов привлекаются коллеги, начальник, подчиненные.
Оценка так же может включать в себя информацию от других заинтересованных лиц, таких как внешние потребители, клиенты и поставщики. В этом случае данный метод принимает название метода оценки 540 градусов. Процесс самооценки индивидуума может быть также использован, как и любой другой источник обратной связи.
Оценка 360°, решаемые задачи
- Выявление потребностей в обучении и создание индивидуальных планов развития
- Является основой для предварительного формирования кадрового резерва
- Используется для изменения имиджа руководителя
- Улучшение климата в организации
- Демонстрация важности мнения сотрудников компании
Принципы работы
- Принцип сущности вопросов и полноты анализа. Вопросы должны касаться наиболее важных аспектов изучаемой ситуации.
- Принцип адаптивности. Вопросы непременно следует адаптировать для сотрудников каждой опрашиваемой категории.
- Принцип анонимности. При всех формах работы мы гарантируем полную анонимность информации.
Организационные условия
Оценка персонала 360 градусов рекомендована в организациях со зрелой и открытой корпоративной культурой с уже существующей сильной системой оценки персонала.
Оценка 360°, этапы работ
- Разработка модели компетенций для оценки по методу "Оценка 360 градусов". Итогом данной части работ является анкета, предлагаемая для заполнения сотрудникам.
- Проведение оценки (заполнение анкеты).
- Анализ информации и предоставление обратной связи сотрудникам по итогам оценки.
- Предоставление выводов руководству компании.
Оценка 360°, результаты для компании
- Конкретные индивидуальные рекомендации для руководителей, позволяющие оптимизировать управленческий стиль для достижения лучших бизнес-показателей;
- Полная комплексная информация (интегрированное мнение сотрудников) о важнейших с точки зрения бизнеса вопросах, касающихся широкого спектра профессиональных особенностей руководителя.
Оценка 360°, результаты для сотрудника
- Получение информации для самостоятельного анализа своих сильных и слабых сторонах;
- Планирование индивидуального плана развития.
Методику "Оценка персонала 360 градусов" (она же "круговая оценка") начали активно применять на Западе в 90-е годы XX века. В начале 2000-х российские HR-специалисты стали перенимать этот опыт у западных коллег, и сейчас этот метод является популярным средством оценки персонала и у нас. Конечно, как и у любой другой методики, у круговой оценки есть свои достоинства и недостатки. Плюс технологии "Оценка 360°", в том, что она проста, однако при проведении большого исследования существенно затрудняется процесс обработки полученных данных. Эта проблема может быть разрешена, к примеру, с помощью специального программного обеспечения для обработки.
Еще одним плюсом данной технологии является ее демократичность. Однако эта самая демократичность возможна только при условии грамотного проведения тестирования. Трудности методики в том, что она достаточно тяжела в проведении. Нужны четко выработанные критерии оценки. Вторая сложность заключается в том, что нужно правильно организовать сбор информации, а также четко проинформировать людей о целях тестирования. Конечно, методика "оценка персонала 360 градусов" подходит далеко не всем компаниям. Наиболее эффективно "оценка 360" работает в компаниях с демократичной корпоративной культурой. Поэтому данная методика "оценка персонала 360 градусов" в настоящий момент слабо применима в российских условиях по причине неготовности самих людей к оценке.
Сейчас крупные российские работодатели ориентированы на западные стандарты ведения бизнеса, в том числе и в работе с персоналом. В России эту методику применяют крупные западные и российские работодатели. Специалисты подчеркивают, что методика "оценка персонала "360 градусов" больше подходит компаниям с "прозрачной" корпоративной культурой, с опытом проведения оценки персонала.