Оценка 360 градусов

Оценка персонала «360 градусов» используется для получения данных о действиях руководителя в реальных рабочих ситуациях и о проявленных им профессиональных качествах.

Получение информации от людей, которые взаимодействуют с оцениваемым на работе, делает метод «оценка 360 градусов» достаточно надежным инструментом. В качестве экспертов привлекаются коллеги, начальник, подчиненные.

Оценка так же может включать в себя информацию от других заинтересованных лиц, таких как внешние потребители, клиенты и поставщики. В этом случае данный метод принимает название метода оценки 540 градусов. Процесс самооценки индивидуума может быть также использован, как и любой другой источник обратной связи.

Оценка 360°, решаемые задачи

  • Выявление потребностей в обучении и создание индивидуальных планов развития
  • Является основой для предварительного формирования кадрового резерва
  • Используется для изменения имиджа руководителя
  • Улучшение климата в организации
  • Демонстрация важности мнения сотрудников компании

Принципы работы

  1. Принцип сущности вопросов и полноты анализа. Вопросы должны касаться наиболее важных аспектов изучаемой ситуации.
  2. Принцип адаптивности. Вопросы непременно следует адаптировать для сотрудников каждой опрашиваемой категории.
  3. Принцип анонимности. При всех формах работы мы гарантируем полную анонимность информации.

Организационные условия

Оценка персонала 360 градусов рекомендована в организациях со зрелой и открытой корпоративной культурой с уже существующей сильной системой оценки персонала.

Оценка 360°, этапы работ

  1. Разработка модели компетенций для оценки по методу "Оценка 360 градусов". Итогом данной части работ является анкета, предлагаемая для заполнения сотрудникам.
  2. Проведение оценки (заполнение анкеты).
  3. Анализ информации и предоставление обратной связи сотрудникам по итогам оценки.
  4. Предоставление выводов руководству компании.

Оценка 360°, результаты для компании

  • Конкретные индивидуальные рекомендации для руководителей, позволяющие оптимизировать управленческий стиль для достижения лучших бизнес-показателей;
  • Полная комплексная информация (интегрированное мнение сотрудников) о важнейших с точки зрения бизнеса вопросах, касающихся широкого спектра профессиональных особенностей руководителя.

Оценка 360°, результаты для сотрудника

  • Получение информации для самостоятельного анализа своих сильных и слабых сторонах;
  • Планирование индивидуального плана развития.

Методику "Оценка персонала 360 градусов" (она же "круговая оценка") начали активно применять на Западе в 90-е годы XX века. В начале 2000-х российские HR-специалисты стали перенимать этот опыт у западных коллег, и сейчас этот метод является популярным средством оценки персонала и у нас. Конечно, как и у любой другой методики, у круговой оценки есть свои достоинства и недостатки. Плюс технологии "Оценка 360°", в том, что она проста, однако при проведении большого исследования существенно затрудняется процесс обработки полученных данных. Эта проблема может быть разрешена, к примеру, с помощью специального программного обеспечения для обработки.

Еще одним плюсом данной технологии является ее демократичность. Однако эта самая демократичность возможна только при условии грамотного проведения тестирования. Трудности методики в том, что она достаточно тяжела в проведении. Нужны четко выработанные критерии оценки. Вторая сложность заключается в том, что нужно правильно организовать сбор информации, а также четко проинформировать людей о целях тестирования. Конечно, методика "оценка персонала 360 градусов" подходит далеко не всем компаниям. Наиболее эффективно "оценка 360" работает в компаниях с демократичной корпоративной культурой. Поэтому данная методика "оценка персонала 360 градусов" в настоящий момент слабо применима в российских условиях по причине неготовности самих людей к оценке.

Сейчас крупные российские работодатели ориентированы на западные стандарты ведения бизнеса, в том числе и в работе с персоналом. В России эту методику применяют крупные западные и российские работодатели. Специалисты подчеркивают, что методика "оценка персонала "360 градусов" больше подходит компаниям с "прозрачной" корпоративной культурой, с опытом проведения оценки персонала.