Творческий подход к поощрению персонала
Авторы: Боб Нельсон, Питер Экономи
Признание — один из самых сильных инструментов, с помощью которых менеджер может ежедневно повышать производительность труда, поднимать боевой дух и значимость своих подчиненных.
Однако чаще всего этот инструмент либо не используется в полную силу, либо применяется только в редких случаях. Как показывают исследования, человек после того, как его поблагодарили за хорошо выполненную работу, получает огромный положительный заряд. Это отмечают многие служащие, но, между тем, 58% респондентов говорят, что редко или вообще никогда не слышат слов благодарности от менеджеров. Когда признание непосредственно связано с ожидаемыми показателями работы, то оно становится мощным стимулом, который побуждает людей повышать качественные и количественные показатели своей работы.
Значимость признания понимают почти все, но сегодня оно не выглядит такой уж распространенной практикой. Помимо всего прочего, это объясняется убежденностью многих менеджеров в том, что они и без того много делают для своих подчиненных — хотя последние могут и не согласиться с подобным мнением.
Мы уже говорили о том, что вопреки распространенному заблуждению деньги — это далеко не универсальное и самое желанное средство вознаграждения. Возникает вопрос: как же менеджеру выражать более личное поощрение и делать это чаще? Ответ прост: будьте креативны — подходите творчески. Потратьте время на то, чтобы узнать, что способно стимулировать каждого вашего подчиненного, после чего подумайте, как ему это предоставить.
Если какой-то служащий приложил дополнительные усилия для осуществления важного проекта или сумел достичь цели, которую вы вместе с ними ставили перед собой, сразу же выскажите ему свою признательность и сделайте свою речь неповторимой и запоминающейся. Вы поймете, что чем больше творчества и неординарности вы проявите, тем интереснее будет работать вашим подчиненным, вам самим и другим сотрудникам организации.
Вот несколько примеров:
- Вы можете поговорить со своими подчиненными об их предпочтениях и стремлениях в работе, а также о том, как вам помочь им реализовать себя.
- Вы можете написать письмо семье подчиненного и рассказать о его недавних достижениях, а также подчеркнуть, какое значение это имеет для вас и вашей компании.
- Вы можете договориться о встрече с топ-менеджером вашей компании и привести его на ленч с вашим подчиненным, чтобы он высказал свою признательность отличившемуся сотруднику. Или можно попросить президента компании позвонить вашему подчиненному и лично поблагодарить его за хорошо выполненную работу.
- Вы можете узнать, чем увлекается ваш подчиненные, и приобрести для него небольшой подарок, имеющий непосредственное отношение к его хобби.
- Вы можете дать распоряжение помыть автомобиль вашего подчиненного на парковке во время ланча. Также вы можете лично приготовить ланч для небольшой группы самых эффективных служащих.
Все эти предложения и сотни им подобных ограничиваются лишь полетом вашей фантазии, временем и творчеством. Такие поощрения помогут вам выделить незаурядных сотрудников, чтобы об их достижениях узнали не только вы, но и их коллеги, родственники и друзья.
Вы также можете встроить механизмы признания в разнообразные внутриорганизационные процессы. Например, некоторые менеджеры время от времени собирают своих подчиненных, чтобы выразить им публичную благодарность. Они пишут короткие благодарственные записки своим подчиненным, после того как последние хорошо выполнили какую-то работу. Они дарят безделушки, привезенные из других стран, самым продуктивным служащим. Они используют внутренние печатные издания организации, чтобы рассказать об успехах компании, отдельных ее сотрудников и команд.
Чтобы мотивировать ваших подчиненных, вы обязательно должны вознаграждать их за безупречную работу. Однако, несмотря на всю значимость денег, вы извлечете еще больше пользы из личных, творческих и забавных форм признания, о которых мы упомянули в этом разделе. Испытайте их на практике, и вы увидите, сколько гордости, энтузиазма, веселья — и мотивации — они способны вызвать!
Создание системы недорогих поощрений
Как мы уже говорили, самые лучшие поощрения хорошо продуманы и спланированы. Хотя спонтанные поощрения — это важный инструмент в арсенале любого менеджера, следует также потратить некоторое время на создание внутри организации системы недорогих поощрений, которая бы обладала следующими свойствами:
- Связывала поощрения с целями организации. Эффективные поощрения должны закреплять поведение, которое в конечном итоге приведет к достижению организационных целей. Используйте поощрения для того, чтобы стимулировать желательное и наказывать нежелательное поведение.
- Определяла стандарты. После того как вы определили для себя те действия, которых стремитесь добиться от подчиненных, следует разработать детали вашей системы поощрений, а также четкие и легкодоступные правила, которые будут понятны всем без исключения служащим. Удостоверьтесь, что эти цели достижимы и что все сотрудники (например, не только продавцы или сборщики, но и офисные работники) имеют шанс получить эти поощрения.
- Стимулировала преданность своему делу и взаимную поддержку. Подробно расскажите подчиненным о вашей новой программе поощрений (во многих организациях это делается на специальных собраниях). Представьте вашу программу как некий позитивный и забавный вид деятельности, который приносит одинаковою пользу и служащим, и компании в целом. Чтобы добиться наилучших результатов, планируйте и реализовывайте эту программу поощрений при непосредственном участии всех подчиненных.
- Контролировала эффективность работы. Ваша система поощрений дает те результаты, на которые вы рассчитывали? Если ответ отрицательный, то следует еще раз удостовериться в том, что вы вознаграждаете желаемое поведение, а не наоборот. Даже самая успешная программа поощрений со временем постепенно утрачивает свою действенность, потому что служащие начинают относиться к ней как к чему-то само собой разумеющемуся. Поэтому делайте так, чтобы ваша программа продолжала оставаться свежей: поощрения, утратившие свою прелесть, заменяйте новыми, пока не использовавшимися.