Творческий подход к поощрению персонала

Авторы: Боб Нельсон, Питер Экономи

Признание — один из самых сильных инструментов, с помощью которых менеджер может ежедневно повышать производительность труда, подни­мать боевой дух и значимость своих подчиненных.

Мотивация персонала

Однако чаще всего этот инструмент либо не используется в полную силу, либо применяется только в редких случаях. Как показывают исследования, человек после того, как его поблагодарили за хорошо выполненную работу, получает огромный положительный заряд. Это отмечают многие служащие, но, между тем, 58% респондентов говорят, что редко или вообще никогда не слышат слов благодарности от менеджеров. Когда признание непосредственно связано с ожидаемыми показателями работы, то оно становится мощным стимулом, который побуждает людей повышать качественные и количественные показатели своей работы.

Значимость признания понимают почти все, но сегодня оно не выглядит такой уж распространенной практикой. Помимо всего прочего, это объясняется убежденностью многих менеджеров в том, что они и без того много делают для своих подчиненных — хотя последние могут и не согласиться с подобным мнением.

Мы уже говорили о том, что вопреки распространенному заблуждению деньги — это далеко не универсальное и самое желанное средство возна­граждения. Возникает вопрос: как же менеджеру выражать более личное поощрение и делать это чаще? Ответ прост: будьте креативны — подходите творчески. Потратьте время на то, чтобы узнать, что способно стимули­ровать каждого вашего подчиненного, после чего подумайте, как ему это предоставить.

Если какой-то служащий приложил дополнительные усилия для осущест­вления важного проекта или сумел достичь цели, которую вы вместе с ними ставили перед собой, сразу же выскажите ему свою признательность и сделай­те свою речь неповторимой и запоминающейся. Вы поймете, что чем больше творчества и неординарности вы проявите, тем интереснее будет работать ва­шим подчиненным, вам самим и другим сотрудникам организации.

Вот несколько примеров:

  • Вы можете поговорить со своими подчиненными об их предпочтени­ях и стремлениях в работе, а также о том, как вам помочь им реализовать себя.
  • Вы можете написать письмо семье подчиненного и рассказать о его недавних достижениях, а также подчеркнуть, какое значение это имеет для вас и вашей компании.
  • Вы можете договориться о встрече с топ-менеджером вашей компа­нии и привести его на ленч с вашим подчиненным, чтобы он высказал свою признательность отличившемуся сотруднику. Или можно попросить президента компании позвонить вашему подчиненному и лично поблагодарить его за хорошо выполненную работу.
  • Вы можете узнать, чем увлекается ваш подчиненные, и приобрести для него небольшой подарок, имеющий непосредственное отношение к его хобби.
  • Вы можете дать распоряжение помыть автомобиль вашего подчиненного на парковке во время ланча. Также вы можете лично приготовить ланч для небольшой группы самых эффективных служащих.

Все эти предложения и сотни им подобных ограничиваются лишь полетом вашей фантазии, временем и творчеством. Такие поощрения помогут вам выделить незаурядных сотрудников, чтобы об их достижениях узнали не только вы, но и их коллеги, родственники и друзья.

Вы также можете встроить механизмы признания в разнообразные внутриорганизационные процессы. Например, некоторые менеджеры время от времени собирают своих подчиненных, чтобы выразить им публичную благодарность. Они пишут короткие благодарственные записки своим подчиненным, после того как последние хорошо выполнили какую-то работу. Они дарят безделушки, привезенные из других стран, самым продуктивным служащим. Они используют внутренние печатные издания организации, чтобы рассказать об успехах компании, отдельных ее сотрудников и команд.

Чтобы мотивировать ваших подчиненных, вы обязательно должны вознаграждать их за безупречную работу. Однако, несмотря на всю значимость денег, вы извлечете еще больше пользы из личных, творческих и забавных форм признания, о которых мы упомянули в этом разделе. Испытайте их на практике, и вы увидите, сколько гордости, энтузиазма, веселья — и мотива­ции — они способны вызвать!

Создание системы недорогих поощрений

Как мы уже говорили, самые лучшие поощрения хорошо продуманы и спланированы. Хотя спонтанные поощрения — это важный инструмент в арсенале любого менеджера, следует также потратить некоторое время на создание внутри организации системы недорогих поощрений, которая бы обладала следующими свойствами:

  • Связывала поощрения с целями организации. Эффективные по­ощрения должны закреплять поведение, которое в конечном итоге приведет к достижению организационных целей. Используйте по­ощрения для того, чтобы стимулировать желательное и наказывать нежелательное поведение.
  • Определяла стандарты. После того как вы определили для себя те действия, которых стремитесь добиться от подчиненных, следует разработать детали вашей системы поощрений, а также четкие и лег­кодоступные правила, которые будут понятны всем без исключения служащим. Удостоверьтесь, что эти цели достижимы и что все со­трудники (например, не только продавцы или сборщики, но и офис­ные работники) имеют шанс получить эти поощрения.
  • Стимулировала преданность своему делу и взаимную поддерж­ку. Подробно расскажите подчиненным о вашей новой программе поощрений (во многих организациях это делается на специальных собраниях). Представьте вашу программу как некий позитивный и забавный вид деятельности, который приносит одинаковою поль­зу и служащим, и компании в целом. Чтобы добиться наилучших ре­зультатов, планируйте и реализовывайте эту программу поощрений при непосредственном участии всех подчиненных.
  • Контролировала эффективность работы. Ваша система поощре­ний дает те результаты, на которые вы рассчитывали? Если ответ от­рицательный, то следует еще раз удостовериться в том, что вы возна­граждаете желаемое поведение, а не наоборот. Даже самая успешная программа поощрений со временем постепенно утрачивает свою дей­ственность, потому что служащие начинают относиться к ней как к че­му-то само собой разумеющемуся. Поэтому делайте так, чтобы ваша программа продолжала оставаться свежей: поощрения, утратившие свою прелесть, заменяйте новыми, пока не использовавшимися.