Что делают наставники?
Авторы: Боб Нельсон, Питер Экономи
Наставник — это коллега, советчик, заводила в одном человеке. Исходя из данного определения, можете ли вы назвать себя наставником? А ваш начальник? Или начальник начальника? Почему да или нет?
Несмотря на то, что мы не большие фанаты сравнения "менеджер бизнеса как спортивный тренер", определенные параллели все же существуют, и о них нужно сказать. Футбольный тренер не выходит на поле, чтобы погонять мяч и лицом к лицу встретиться с игроками другой команды. Ему не разрешено играть. Все, что он может, — это научить своих подопечных развивать свои навыки и мастерство, а затем поддерживать и ободрять их в день матча.
По аналогии талантливые менеджеры не выполняют работу за своих подчиненных (как бы им этого ни хотелось). Вместо этого они предоставляют служащим инструменты (подготовку, деньги и другие ресурсы) и полномочия, необходимые, чтобы выполнить эту работу, а также поддержку и ободрение, чтобы они смогли преодолеть трудности и двигаться дальше. После этого менеджеры отступают в сторону и занимают позицию наблюдателей.
Самые главные задачи, стоящие перед наставником, перечислены ниже.
- Наставники ставят цели. Каждая организация строит планы и ставит цели, которые необходимо достичь. Одна из самых главных задач любого наставника заключается в том, чтобы ставить перед каждым служащим цель и срок, к которому ее нужно достигнуть. Самые лучше наставники не формулируют эти цели в вакууме, а привлекают к этому своих подчиненных. После этого они отходят на задний план и позволяют подчиненным решать самим, как достигнуть нужного результата.
- Наставники поддерживают и воодушевляют. Никто не говорил, что заниматься бизнесом просто; более того, иногда это очень трудно. В результате сотрудники — даже самые лучшие и опытные — могут отчаяться в своей работе. Поэтому наставники должны следить за эмоциональным состоянием своих подчиненных и поддерживать их в трудную минуту.
- Наставники придают большее значение командному, а не индивидуальному успеху. Самые лучшие менеджеры знают, что важно уделять внимание эффективности всей команды, а не одному или двум ее членам, сколь бы выдающими ни были их способности и достижения. Победу могут принести лишь объединенные усилия всех членов команды, а восхваление отдельных служащих способно нанести сокрушительный удар по их мотивации.
- Наставники могут быстро оценить достоинства и недостатки членов команды. Ни один служащий не может быть одинаково сильным во всем. Поэтому задача наставника состоит и том, чтобы определить сильные и слабые стороны каждою члена команды и выработать индивидуальный подход к нему. Например, еcли какой-то служащий прекрасно ладит с клиентами, но при этом не умеет составлять отчеты по продажам, менеджер должен помочь ему развить навыки ведения отчетности.
- Наставники учат. Как правило, наставники обладают большим опытом в выполнении определенной работы, чем их подчиненные, и одна из их главных задач заключается в том. чтобы передать свои знания и умения менее опытным служащим. Талантливые наставники не жалеют времени на то, чтобы научить своих подчиненных навыкам, которые им пригодятся в дальнейшей работе.
- Наставники вдохновляют членов своей команды. Служащие положительно реагируют на искреннее ободрение со стороны начальства. Поэтому наставники должны постоянно поддерживать и вдохновлять членов своей команды на то, чтобы работать с максимальной отдачей. Опытные наставники знают, что мотивированные служащие могут свернуть горы, чтобы достичь целей, стоящих перед их организацией.
- Наставники создают атмосферу, в которой люди могут добиться успеха. Организационная культура должна поощрять работу с максимальной отдачей, иначе служащие никогда не станут ее демонстрировать. Менеджеры находятся в прекрасном положении, чтобы создать атмосферу которая поощряет служащих самостоятельно принимать решения и ошибаться, не боясь понести наказание. Талантливые наставники знают, что только так они могут добиться наибольшей эффективности от своих подчиненных и укрепить их моральное состояние.
- Наставники предоставляют обратную связь. Разумеется, менеджеры должны следить за тем, как подчиненные выполняют свою работу, однако не менее важно сообщать им полную и достоверную информацию об этом на постоянной и своевременной основе. Такого рода обратная связь указывает служащим на то, где они должны усовершенствовать свои навыки. Они также могут попросить менеджера о помощи, чтобы повысить свою продуктивность.
Три этапа наставничества
Одна из главных задач наставника заключается в том, чтобы учить своих подчиненных. Одна из наших любимых моделей обучения называется "показать и рассказать". Состоит она из трех этапов.
- Этап 1. Вы делаете, вы говорите. На первом этапе наставник приглашает своего подчиненного, выполняет какую-то процедуру или задание и одновременно рассказывает, что он делает. Например, наставник объясняет, как заполнить компьютерную форму для заказа, и одновременно сидит перед монитором, открывает соответствующие окна и заполняет эту форм.
- Этап 2. Они делают, вы говорите. На следующем этапе наставник просит подчиненного выполнить эту же задачу и в то же время снова объясняет каждый шаг.
- Этап 3. Они делают, они говорят. На заключительном этапе наставник наблюдает за тем, как служащий самостоятельно выполняет задачу и описывает каждый шаг. Наконец, никогда не будет лишним, если служащий напишет для себя "шпаргалку" новых операций, которые он только что выучил. Благодаря этому новая модель поведения быстрее войдет у него в привычку.